В 1940 г. завод "Динамо" им. С. М. Кирова выпустил шесть тяговых электродвигателей ДПЭ-400 часовой мощностью по 400 кВт, спроектированных под руководством инженера А. Б. Иоффе. Эти электродвигатели в 1941 г. были установлены в порядке опыта на электровозе ВЛ22-178, направленном на Закавказскую железную дорогу. За время эксплуатации (в период войны 1941 1945 гг.) электродвигатели показали хорошие результаты. Большим достоинством этих электродвигателей являлось то, что их остов, главные и добавочные полюса были однотипны с остовом, главными и добавочными полюсами тяговых электродвигателей ДПЭ-340. Это позволило в дальнейшем производить постепенную замену тяговых электродвигателей на уже работавших электровозах серий ВЛ22, ВЛ 19, Сс и СК без переделок механической части. Повышение мощности у нового тягового электродвигателя было достигнуто за счет увеличения частоты вращения якоря, для чего были заново спроектированы его обмотки и коллектор. Максимальная частота вращения якоря двигателя была доведена до 1580 об/мин (у двигателя ДПЭ-340 1380 об/мин), ток часового режима был поднят с 250 до 290 А, что позволило соответственно увеличить максимальную скорость электровоза с 70 до 75 км/ч и повысить мощность часового режима на 16% практически при сохранении касательной силы тяги часового режима 23 900 кгс. Это дало возможность повысить скорость движения с 30,5 до 36,1 км/ч, а значит водить поезда с большими техническими скоростями, и увеличить пропускную способность электрифицированных участков.
Параллельно с работой над электровозами серии ВЛ22 велось проектирование шестиосного электровоза постоянного тока со сварными рамами тележек. Такие электровозы предполагалось изготовлять на строившемся в 1935 - 1936 гг. Каширском электровозостроительном заводе (станция Ступино Московско-Донбасской железной дороги). Однако этим планам не суждено было осуществиться в связи с обострением международной обстановки и изменением профиля указанного завода.
Работали электровозы серии ВЛ22 на Закавказской и Пермской (включенной в 1953 г. в состав Свердловской) железных дорогах. Большинство этих электровозов было исключено из инвентаря в период 1977 - 1980 гг.
При ремонтах, в основном в 60-е годы, электровозы серии ВЛ22 подвергались модернизации: их оборудовали по схеме электровоза ВЛ19-28 с соответствующей заменой части электроаппаратов.
Электровозы серии ВЛ22 заменили на Закавказской железной дороге электровозы серии ВЛ19, часть из которых была направлена на электрифицированные в 1938 и 1939 гг. участки Имандра Оленья и Оленья Мурманск Кировской железной дороги, где до этого работали паровозы серий Э и Су.
Благодаря удобному расположению оборудования, более совершенной схеме соединения тяговых электродвигателей и цепей управления, агрегатному принципу монтажа аппаратов и новым вспомогательным машинам электровоз серии ВЛ22 стал лучшим среди отечественных грузовых электровозов довоенной постройки.
В 1941 г. завод "Динамо" вместо пантографов ДЖ-4 с двумя полозами начал выпускать и устанавливать на электровозы однополозные пантографы ДЖ-5, масса которых была уменьшена на 220 кг и составляла 330 кг.
Электровозы серии ВЛ22 строились заводами Коломенским (тип Коломенского завода 8Э) и "Динамо" до середины 1941 г., т. е. до начала Великой Отечественной войны. Всего было построено 37 электровозов этой серии.
11 пусковые резисторы; 12 индуктивные шунты; 13 аккумуляторная батарея
6 электропмевматические контакторы; 7 мотор-генератор; 9 контроллер машиниста; 10, 14 мотор-вентиляторы;
Расположение оборудования на электровозе серии ВЛ22: 8 розетки междуэлектовозных соединений; 2 пантограф; 3 электромагнитные контакторы; 4 реле перегрузки; 5 быстродействующий выключатель;
Общий вид электровоза ВЛ22
Уже в сентябре 1938г. был изготовлен электровоз, обозначенный сначала См22-22. Буквы См означали: электровоз сурамского типа, модернизировэнный; первые две цифры 22 указывали на нагрузку в тонно-силах от движущей колесной пары на рельсы (как у паровозов серий ФД, ИС, СО), вторые соответствовали номеру (продолжение номерного ряда электровозов серии Сс). Однако вскоре по указанию народного комиссара путей сообщения Л. М. Кагановича обозначение серии было заменено на В Л, электровозу был присвоен номер 146, как продолжение номерного ряда электровозов серии ВЛ19.
В силовых цепях тяговых электродвигателей были предусмотрены переключения секций пусковых резисторов как на электровозах серий С и СК; для включения переходных резисторов вновь были использованы переключатели ПКГ-305 с 18 контакторными элементами. Для возможности открытия дугогасительной камеры у быстродействующего выключателя БВП-1 В, размещенного в кузове электровоза, у нее был срезан один из верхних углов; выключатель с таким изменением получил обозначение БВП-1 Г. Контроллеры машиниста КМЭ-4Б были такими же, как на электровозах серии СК.
Проект электровоза предусматривал, в частности, применение заклепочных соединений в узлах крепления пят и боковых листов кузова к его каркасу; выемной камеры для аппаратуры; одного воздухораспределителя системы Матросова вместо двух, как на электровозах серий ВЛ19 с 02. Решено было сохранить тяговые электродвигатели ДПЭ-340, а электродвигатели вспомогательных машин, в отличие от электровозов серий Сс и С, выполнить для работы при напряжении 3000 В. На Полтавском турбомеханическом заводе был спроектирован компрессор Э-500 производительностью 1,75 м3/мин сжатого воздуха при противодавлении 8,5 кгс/см2. Компрессор имел конструкцию, аналогичную конструкции компрессоров СР-32 электровозов серий Сс и С. Генератор тока управления ДУ-ЗГ для нового электродвигателя ДК-403А вентилятора отличался от генераторов ДУ-3 и ДУ-ЗА деталями крепления.
В первой половине 1938 г. заводы "Динамо" им. С. М. Кирова и Коломенский машиностроительный им. В. В. Куйбышева начали рабочее проектирование модернизированного электровоза серии Сс. Практически полной переработкой конструкции деталей кузова и изменением отдельных элементов тележек руководил конструктор Д. А. Шаврин. Новые электрические вспомогательные машины, отдельные аппараты, а также схемы электрических цепей разрабатывались инженерами завода "Динамо".
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ВЛ22 И ВЛ22М
Пользовательский поиск
ПОМОЩНИК МАШИНИСТА
Электровозы ВЛ22 и ВЛ22М
Комментариев нет:
Отправить комментарий